Эффективное обучение. Часть 2. Самообучение

Начало в этой статье: о обучении, формула

Каким образом можно чему либо научится? Когда кто-то целенаправленно меня учит, и когда я сам задаюсь целью: выучить что-то самостоятельно (еще случай: жизнь научила помимо моего желания, можно отнести к «пассивному» самообучению). Рассмотрю каждый случай в отдельности, плюсы и минуса. В этой статье о самообучении.

Самообучение, + / -. Сам себе ученик и учитель

Под самообучение понимают получение опыта, знаний и навыков самостоятельно без непосредственного и прямого участии более «продвинутого» человека, мастера. Самообучатся можно как целенаправленно, изучая учебный материал, так и задним числом – когда обстоятельства жизни «закалили» и выработали особое качество личности, или «подарили» особые знания, обычно не очень приятные, хотя такой задачи не ставили перед собой.

Плюсы самообучения, достоинства такого метода получения знаний и умений

Возможность самостоятельно оперировать «жизненными  переменными»: тема будущего знания, время, место и силы. Человек все это может сам выбирать и контролировать. Когда учить английский, где, и сколько уделить внимания и приложенных сил. Весьма удобно, особенно, когда существуют обязанности помимо этого занятия.

Самообучение это сестра самодисциплины и личностного роста. Высокая дисциплина способствует самообучению, впрочем, и наоборот.

Это лакмусовая бумажка – проверка ваших внутренних качеств, к примеру, воли, и желания изменить свою жизнь к лучшему. К примеру, по А. Маслоу и его пирамиды, само обучатся может человек, который уже утолил более низменные свои желания…

Получение жизненного опыта. Жизненного? А что бывает не жизненный? Бывает  профессиональный, в чем отличие? Когда человек занят самообучением, велика вероятность пойти «не тем путем», создавая тем самым уникальные ситуации не связанные с темой обучаемого материала. Профессиональный опыт – это специфический опыт, связан именно с темой деятельности.

Недостатки самообучения

Самый главный недостаток – низкая или ее отсутствие компетентности в преподавании материала, начальное не понимание того, что действительно нужно учить, а что лишь «вода». Отсутствие, или неверное представление методологии обучения: Что учить? Как учить? Чему больше уделить внимание, чему нет?

Как оценивать уровень самоуспевания? Как узнать, что этот материал я знаю хорошо, а что плохо?

Получать новые знания, это как попасть в совершенно не знакомый город. И карты есть, и навигатор, и рекомендации знакомого, как найти и проехать «туды». Но пака карты составлялись, ситуация могла изменится, навигатор не знает, где меньше всего пробок, знакомый описал совсем не то…

Куда проще посадить рядом с собой жителя города (а еще лучше, местного таксиста) и быстро в кратчайший срок доехать до нужного адресата. Не так ли?

Или это как идти в дремучий лес в полной экипировки, с полным рюкзаком, с отличнейшими навигационными прибамбасами… Но лес на то и дремучий, гремучий, и еще как то там «-чий». Что внезапная смена погоды может неопытного путника застать врасплох, а то и более, что хуже…

Есть сферы жизни, где самообучения никогда не принесет плоды. Вопрос: вы когда-нибудь видели самоучитель по хирургии, юриспруденции, вождению самолета? Почему, футболисты не самообучаются, а требуется пристальное внимание тренера?

В итоге, не верная само нагрузка новым материалом может дать своих неприятные плоды: потеря драгоценного времен, сил, как итог — разочарование, и полная апатия к ранее «перспективной» теме. Было такое?

В следующей статье об обучении: учится у мастера (скоро)

Ваш комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *