Метод придумывания новых идей: «Мозгового Штурма»

Мозговой штурм — это метод придумывания новых идей. Когда полет фантазии ее участников (если это группа) или участника (один человек) не чем не ограничивается. Т.е. никакой критики, никакого прагматичного анализа на сумасбродство идей. Цель метода – генерировать огромнейшее количество идей, какими бы фантастическими те не были.

История возникновения

Авторство метода мозгового штурма и само понятие приписывают Алексу Осборну, где-то 40-х годов того столетия. Находясь в должности рекламного руководителя у него возникла потребность постоянно придумывать новые идеи (не удивительно). В итоге он посвятил довольно много времени вопросу о творческом мышлении, издал ряд книг на эту тему, где и представил сам метод мозгового штурма (Brainstorming, с англ. мозг, штурм или атака) .

Метод мозгового штурма

Вообще, весь метод хорошо работает если вы «в теме». Если вы мало понимаете суть вашей деятельности, там где нужны новые неординарные идеи, – вначале стоит ее хорошо изучить, иначе данный творческий подход мало вам поможет.

Метод мозгового штурма довольно прост. Хотя за последнее время он претерпел множество вариантов. Вся методология во всех его вариантов сводится к тому чтоб «заглушить» критику, любой вид анализа, и генерировать очень много идей. А уже потом решать, что с этим «творчеством» делать.

Штурмовать мозг новыми идеями можно как в группе (креативщики так делают) так и в одиночку. Причем, самому получается придумывать намного проще. Виной тому психологические социальные зажимы (а вдруг вас оценят ваши коллеги «по цеху», как человека с больной фантазией и т.п.).

Мозговой штурм не терпит критики

Именно! Это ключевой и решающий фактор! Человеческий мозг так устроен: количество новых идей прямо пропорционально «психической энергии» (энергия, условно) выделяемой на придумывание. Критика – это тоже работа мозга, как минимум она урезает эту «энергию». (Это как пытаться встать и при этом поджимать ноги под себя).

Сам метод мозгового штурма

1. Создать комфортную среду

  • 1.1. Обеспечить себя или группу, чтоб вас ничего не отвлекало, не мешало, но и не навевало дремоту. Офис шефа или рабочий стол прекрасно к этому подходит.
  • 1.2. Убрать внешние раздражители. Все внешние раздражители: от радио до мобильного телефона выключить, (постучать соседям шваброй в пол, чтоб те не вздумали включать перфоратор).
  • 1.3. Убрать внутренние раздражители. Настроится на бесконечный полет фантазии. Внутреннего критикуна — ОТКЛ. Знаю, это сложно, но чем более вы будете использовать метод мозгового штурма, тем проще будет потом. Если внутренний голос аналитика не хочет помолчать – дайте ему знать, что его работа очень важна и востребована через два шага позже…
  • 1.4. Задаться целью придумать как можно больше идей в выбранной вами теме (собственно, это ключевой пункт ради чего все это делается).

2. Устроить мозговой торнадо, штурм, бурю, тайфун, атаку…

Дайте волю фантазии, начните с простых и знакомых идей, фиксируйте как ни-будь их (на бумаге, пк, диктофоне…). Записывайте любые, как практические, так и сумасбродные мысли.

Далее, если чувствуете, что иссяклись, либо переходите к п.3.

Либо, если нужны гениальные идеи:

  1. Перечитайте ваш «шедевр», и забудьте о нем,
  2. Займитесь другим делом, полностью выкиньте данный вопрос из головы,
  3. Через некоторый промежуток – повторить п.1 и п2.

И так можно до бесконечности… Пока не родится та самая — особая мысль! Или установите сроки, по истечению переходите к п.3

3. Включить аналитиков

Включите внутреннего аналитики, критикуна, и вообще ту часть, что «знает толк в жизни».

Если это была группа людей подвергших себя штурму, то лучший результат получается если одни творят, а другие «спорят». Хотя можно и совмещать. Т.е. отдать всем творцам все идеи под суд.

Метод отбора мусора от гениальных жемчужин по данному пункту – не прост и не может быть однозначен. К примеру, если вы не уверенны в себе, то вы много ценных идей выкинете в корзину. Но это, как говориться, уже другая история…

Ваш комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *